0.A. Что такое Drum & Bass?
Драм'н'бейс один самый разнообразных музыкальных жанров, но есть некоторые общие черты - ломаный бит со скоростью 170+ bpm (ударов-в-минуту), наличие барабанов (Drum), баса (Bass, Bassline), и обычно в каждом треки присутствует какая то своя идея или фишка =) иначе все они были бы более менее похожими. Но это моё субъективное мнение, лучше зайти в раздел MP3 Релизов (см. пункт 9.) и самому для себя придумать определение если Вам это надо.

0.B. Драмнбейс это стильно? Драмнбейс это underground?
Драмнбейс - это музыка, либо тебе нравится, либо нет (ну или "нравится некоторые треки"). Если к жанру прикрепляется статус underground - это вредит ему, он становится для кого-то очередным модным движением, очередной стильной составляющей образа. Но это всё в основном относится к молодёжи!

0.С. Драмнбейс для молодёжи? Очередное изделие колбасной промышленности?
Драмнбейс подходит для выплеска энергии, это то, чего ждёт любой нормальный человек у кого этой энергии много приходя на вечеру =). Ничего в этом плохого нет, не надо только мешать окружающим. Но драмнбейс это не только "колбаса", можно наслаждаться музыкой как угодно, не надо смотреть на то, что делают окружающие relax-and-be-yourself. Можно вообще почти не двигаясь стоять и наслаждаться музыкой, почему бы и нет...

0.D. Я слушал что есть ещё категория людей, именуемых "объ******и", кто это?
По внешнему виду это существо можно выделить по dresscode - обычно на нём есть стандартная атрибутика типа респиратора, халаты, мигалок итд. Человек не чувствует ни баса, ни барабанов, если поменять музыку на хауз или любой другой стиль с прямым битом этот человек будет делать ровно тоже самое... Неприятно такое наблюдать, но это следствие того что описано в 0.B. =(. Непонятно что они вообще здесь делают...

1. Диджеи

1.A. Чем занимается диджей? Трудно ли играть драмнбейс?
Выбирает из вышедшего материала то, что ему кажется интересным, и играет его. Поскольку материалу много, так что не всё так просто ;-). Диджей это как бы "проводник" между написанным продюсерами материалом и слушателем. Ну кроме selection разумеется диджей должен уметь преподнести материал - сводить пластинки и диски. В отличии от стилей с прямым битом и медленным ритмом сведение драмнбейса несколько осложнено. Можно по нормальному свести треки - постепенно накладывая басс, бит, и прочие акустические конструкции очередного трека на предыдущий, и убирая их же из предыдущего (ну не обязательно всё это делать постепенно...), можно схалтурить - сводить по "сопле", идущей в конце и начале трека, а можно вообще не сводить - тогда это уже не диджей =). Качественно сведенные треки - это когда слушатели не слышат момент этого самого сведения, а просто продолжают наслаждаться музыкой.

1.B. Есть известные и неизвестные диджеи, если всё так просто как же они выделились?
Во-первых, самые главные "известные диджеи" на самом деле продюсеры - люди, которые делают треки (смотри пункт 2.), их сэты как раз тем интересны, что там много материалу которого почти ни у кого нет (дабплейты). Но есть известные диджеи, которые не написали никаких особо интересных треков, имеющие свою манеру игры, умеющие сводить несводимые треки итд. Ну и последня категория "известных диджеев" - те, которые были раскручены благодаря СМИ, чаще всего радио, ну тут всё и так понятно =).

1.C. Я хочу стать диджеем, что мне надо для этого сделать?
Диджеев и так очень много, так что без связей и $$$ будет сложно чего-то добиться. Другое дело если ты продюсер, если у тебя получается писать хороший материал, рано или поздно тобой кто-то заинтересуется. И ещё один путь - создать свою промо группу, проводить вечеринки и выступать на них. Желательно кроме себя-любимого привозить кого-то из признанных авторитетов, иметь организаторские таланты, коммуникабельность и т.д. Ну можно вообще не ввязываться в такие дебри, как коммерция, а просто играть на хоум пати в компании друзей =). Можно добавить, что диджеи в принципе в основной своей массе не получают огромных доходов, часто имеют обычную дневную работу параллельно с ночной игрой в клубах.

1.D. Пласты, Диски, Девайсы.
Если говорить про диджеев которые НЕ занимаются продюсированием треков, то по идеи они должны играть ТОЛЬКО с пластинок, но поскольку с пластинками в наших краях не очень и удовольствие это не самое дешёвое, то игра с использованием дисков обычное явление, хорошо если там изданный на пластинке материал плохо если там украденный у продюсеров материал (дабки выкаченные из файлобменных сетей). Плохо, если диджей играет ТОЛЬКО на дисках, это не совсем уважительно по отношению к публике по-моему, и ОЧЕНЬ ПЛОХО, если диджей играет один диск с заранее записанным дома (в программе TRAKTOR) миксом, это уже ПОЛНОЕ неуважение к публике, кроме того, если настроения будут не угаданы, то уже никак аудиоряд диджей изменить не сможет - последовательность треков будет той, какую он заготовил дома. Во время гастролей диджеи и продюсеры скорей возят компатные-диски, чем некомпактный-винил - так просто удобней и тут возразить нечего! Различные девайсы (устройства) в любом случае это хорошо - будь то звуковая система, на которой в реальном времени модулируется звук или какой-нибудь простенький Final Scratch, подключенных к компьютеру.

2. Продюсеры, Дабплейты

2.A. Кто такие продюсеры?
Это люди которые создают треки (produce - создавать). Именно они двигают драмнбейс культуру, не было бы продюсеров - не было ни диджеев, ни радио шоу, ни вечеринок, ничего остального. Для обычного слушателя отличие продюсера от диджея - наличие у первого своих дабплейтов и дабплейтов знакомых ему продюсеров - более-менее эсклюзивный материал, который они могут услышать только в исполнении ограниченного числа артистов, эта ситуация и двигает драмнбейс сцену вперед, стимулирует людей заниматься продюсингом.

2.B. Треки много кто пытается писать, как выделить интересных продюсеров?
Очень простой критерий - по количеству ВЫШЕДШЕГО НА ВИНИЛЕ материалу, ну можно ещё к этому числу плюсовать подписанные на выход в скором времени треки. Треки, вышедшие на дисках, обычно уже не издаются на виниле (лейбл десять раз должен подумать перед тем как выпустить то что уже вышло на цифровом носителе), так что любой продюсер, отдающий свой трек в печать на диске, прекрасно отдаёт себе отчёт в своих действиях. В принципе можно учитывать CD LP - диски содержащие треки одного продюсера.

2.C. Что такое дабплейт?
Если коротко - (ещё) не выпущенный на пластинке трек. Любой трек проходит такие стадии перед тем как печатается на виниле: сразу после того как он написан, его можно называть dubplate, если он нравится какому-то владельцу лейбла, и он его подписывает для выхода на нём то трек приобретает статус signed (signed dubplate), ну и когда он выходит он приобретает статус released - выпущенный и приобретает свой каталожный номер пластинки. Вместо dubplate используют различные сокращение тип dub, даб, дабки, дубки итд. Когда-то дабплейты записывали на одноразовые пластинки, пригодные для проигрывания одной ночью, но сейчас почти все перешли на CD, а в процессе обмена материала между друг другом у продюсеров используется формат файлов MP3 с bitrate 320 kbps. К сожалению иногда эти файлы попадают в файлобменные сети, треком обзаводиться много народу, и именно из-за этого трек может так и не выйти на виниле (даже если он уже был подписан), это вредит продюсерам и вообще dnb scene. "Легальное" средство для распространение дабок и для их прослушивания "простыми смертными" - это миксы, выложенные в интернет, радио эфиры, сэты итд.

2.D. Как долго трек остается dubplate-ом? Как всё это продвигает сцену?
Трек может оставаться дабкой год и больше, а может быть издан через несколько месяцев. В это время трек играют только те люди, кому лично его дал продюсер, или люди, аффилированые с теми, кому он дал этот трек (другие продюсеры), эти треки все слышат в миксах и live-сэтах которые выкладываются в интернет (в не очень высоком качестве, что важно), иногда в виде preview, если трек действительно хороший, то к моменту его выхода на пластинки все заинтересованные уже заранее заказывают себе копию, и вообще прекрасно представляют ЧТО их ждёт на пластинке. Если у продюсера получается постоянно писать хорошие треки, то во-первых, они будут хорошо продаваться, а во-вторых, его имя с каждым очередным треком будет принимать всё большую весомость. Иногда случается, что трек вообще не выходит, либо из-за того что он был украден и распространился в файлобменных сетях, либо из-за того, что лейбл "сгорел" (рынок винила сейчас испытывает давление со стороны интернета) ну или если о чем то не смогли договориться люди (такое я думаю редко происходит). Замечу, что в других жанрах дабплейт сцена не так развита, если трек хороший его поскорее издают, если трек не выходит на виниле - он Выходит на CDR (в таком формат на dnb scene треки вообще не выходят).

2.E. Какой софт используют при написание драмнбейса?
Вообще, это самый нелюбимый вопрос для продюсера, обычно на него отвечают общими фразами, оставляя самое главное без внимания. Любимая программа отечественных продюсеров - FL-Studio (бывший Fruity Loops), так же пользуються популярностью программы компаний Steinberg, Native Instruments, Propellerheads. Абсолютно все программы для продюсирования обладают VST интерфейсом для коммуникаций - по простому говоря любую программу можно использовать ВМЕСТЕ с любой другой. Поэтому кроме больших программ, существует множество маленьких, имеющих свои специальные функции, как раз в этих маленьких программках могут и содержаться самые интересные возможности. Подробней вы когда-нибудь прочитаете в FAQ-е по софту.

3. Лейблы, различные стили и направления

3.A. Что такое лейбл?
Лейбл (Label) - звукозаписывающая компания, на драмнбейс сцены обычно речь идёт о записях на виниле. У каждого лейбла есть владелец(ы), он(и) и определяют то, что будет выходит на лейбле. Обычно на лейбле выходит материал схожий с тем что продюсириуеться его владельцем. И когда другие продюсеры (начинающие или не начинающие) пишут трек такого же стиля, направления, звучания разумеется они его дают этом владельцу-продюсеру, что в принципе логично =). Можно сказать, что каждый лейбл имеет свой уникальный стиль, сформированный вкусами владельца, но он определяется не сразу а по прошествии издания нескольких релизов, возможно в дальнейшем звучание лейбла претерпевает изменения. Благодаря тому, что каждый лейбл по своему уникален происходит как бы сортировка всего выходящего материала - ещё до того, как вы прослушали трек, вы можете примерно знать как будет звучать релиз. Физически релизы разных лейблов могут печататься на одном заводе (например если они принадлежат одной медиа-группе).

3.B. Что такое White Label?
Лейбл без названия. На нём можно напечатать трек, который на обычный лейбл не был подписан, с разумеется меньшим числом копий и худшей дистрибуцией. Так же на White Label можно печатать бутлеги - нелегально ремиксованые треки, без соблюдения авторских прав. Качество White Label ничем не гарантировано, как повезёт. Релизы вышедшие на White Label тем не менее имеют каталожные номера и продаются.

3.C. Какие есть стили? Какие сейчас самые модные?
Например: Jungle, Tech Step, Dark Side, Neurofunk, Ragga Jungle, Dubwise, Atmospheric, Soulfull/Uplifting, Jump-up, различные Experiment Drum & Bass и комбинации с другими жанрами Synth-Pop Drum & Bass итд. Нехорошим словом "модное" сейчас можно назвать два как бы почти противоположных направления Neurofunk ("intelectual one") и Dark Side ("мясо"), пусть остается на совести тех кто почему-то считает тот или иной подстиль самым-самым...

3.D. Что такое clownstep?
Это НЕ подстиль драмнбейса, это такая особая характеристика трека. Clownstep-ом называется "коммерческие" треки, написанные для того что бы под них ПРОСТО ТАНЦЕВАЛИ ("трясли булками", (c) dissident). Трек может быть чистым клоунстепом или в некоторой степени обладать этой характеристикой. Если трек чисто коммерческий - это плохо, а вообще не правильно "ругаться" этим словом направо и налево =).

3.E. Что такое каталожный номер пластинки, зачем он нужен?
Для удобства поиска каждый лейбл выбирает определенную короткую последовательность символов (обычно из букв названий лейбла состоит) - это основа, и справа (иногда слева) пишется номер пластинки (обычно это либо 3 цифры первые из которых нули, или начальных нулей нет), иногда у лейбла бывают разные "основы" каталожных номеров - для того что бы выделить по разному звучащие пластинки, формат (CD, ...) или число треков (EP, LP, ...). Получившийся каталожный номер удобно искать в интернет-магазине, поисковой системе, и вообще удобно каталогизирует и разбивает по стилистики драмнбейс продукцию.

3.E. Какие есть этапы издания пластинки?
Сначала пластинка выходит в виде Promo - обычно черная невзрачная пластинка, но всё её преимущество в том, что оно выходит до RETAIL (магазинной версии) и в нормальном качестве. На промках обычно написано то, что они не предназначены для продажи. Их ограниченное число копий рассылается диджеям, часть попадают в дистрибуцию. RETAIL (магазинный вариант) выходит уже оформленный в красивую коробочку, несколько позже PROMO. Некоторые пластинки выходят лимитированными изданиями или только в виде промок.

4. Educate Yourself

4.A. Типы релизов.
LP - Long Play - 6 и более треков (3+ пластинки, или CD)
EP - Extend Play - 4 (3) трека (2 пластинки)
LTD - Лимитированное издание (ограниченное количество копий)
LPS - Sampler (LP Sampler) - Пластинка, релиз "анонсирующий" выходящий в
скором LP

4.B. Винил.

Форматы - по размеру
12" - обычная пластинка, 12-дюймовый размер
7" - 7-дюймовая пластинка

Стороны пластинки - нумеруются не цыфрами а буквами
A, AA - двусторонняя пластинка
A, B - двусторонняя пластинка
A, B, C, D - 2 пластинки: A+B первая, C+D вторая
A, B, C, D, E, F - аналогично

Иногда на одной стороне пластинки может быть несколько треков:
A1, A2, A3 - три трека на одной стороне
B1, B2, B3 - три трека на другой стороне